Инвесторы ждали размещения бумаг «Совкомфлота» уже несколько лет, но по разным причинам это событие откладывалось. В сентябре компания объявила, что все же станет публичной и проведет IPO на Мосбирже 7 октября.

Как и большинство крупнейших российских компаний, «Совкомфлот» работает в нефтегазовой отрасли и осуществляет морскую транспортировку углеводородов. Бизнес компании тесно связан с такими проектами как «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Приразломное», «Ямал СПГ». Основные активы компании – собственный и зафрахтованный флот, состоящий из 146 судов, из которых 83 ледокола. Суда преимущественно эксплуатируются на Балтике, в российском и канадском секторах Арктики, в Субарктике и на севере дальневосточного региона России.

До проведения IPO «Совкомфлот» на 100% принадлежал государаству. После размещения бумаг на бирже, Российская Федерация снизит долю владения до 75%. Такие цифры были заложены в план приватизации «Совкомфлота» на 2020 – 2022 годы.

Чем «Совкомфлот» интересен инвесторам

Рыночная стоимость компании оценивается в $2,7–3 млрд., что сопоставимо с такими российскими госкомпаниями как «Ростелеком» или ФСК ЕЭС. При этом стоимость самого флота компании составляет $5,6 млрд.

Основной валютой«Совкомфлота» является доллар США, так как 99,9% выручки компания получает в американской валюте.

На протяжении пяти лет, за исключением убыточных 2017 и 2018 года, компания старалась придерживаться дивидендной дисциплины и выплачивала государству около 50% от чистой прибыли. По итогам текущего года «Совкомфлот» намерен выплатить дивиденды в размере $225 млн., что может обеспечить дивидендную доходность к цене размещения в 6% в долларах.

Компания обслуживает такие компании как Exxon, Лукойл, Royal Dutch Shell, Новатэк и Газпром, причем доля в выручке от каждой из них не превышает 20%.

Важным преимуществом «Совкомфлота» от нефтегазовых компаний, занимающихся добычей и переработкой, является отсутствие зависимости от цен на энергоносители. Однако, снижение спроса на нефть и газ может негативно отразиться на деятельности компании.

Растущий рынок СПГ может обеспечить многократный рост выручки на горизонте 10 лет. Ближайшим драйвером роста показателей станет запуск и выход на полную мощность проекта «Арктик СПГ-2». Суммарная мощность завода, состоящего из трех технологических линий, составляет 19,8 млн. т. СПГ в год, а запуск первой очереди намечен на 2023 год. Весь экспорт СПГ по данному проекту будет осуществляться судами «Совкомфлота».

Финансовые показатели

С 2017 года «Совкомфлот» демонстрирует уверенный рост выручки, чистой прибыли и свободного денежного потока. В первом полугодии 2020 года, несмотря на сильнейший экономический спад, компания нарастила выручку на 13%, а чистая прибыль выросла в 2,6 раза. Этому способствовал рост фрахтовых ставок на фоне высокой волатильности нефтяного рынка.

Справедливая стоимость

Исходя из цены размещения в ₽112,3 за акцию «Совкомфлота» и финансовых результатов за последние 12 месяцев, показатель P/E = 9, что немного выше среднего для российского рынка. Для сравнения представлены мультипликаторы нефтетранспортной компании «Транснефть», а также крупнейших российских нефтедобытчиков.

Риски

Как и все госкомпании, «Совкомфлот» подвержен политическим рискам. Одним из самых очевидных – санкции против самой компании или ее крупных партнеров. К менее предсказуемым рискам можно отнести аварии, аресты судов или изменения норм международного законодательства в области судоходства.